22.04.2025

  Автоволновые аспекты неустойчивост...

Автоволновые аспекты неустойчивостей пластической деформации


Сотрудники лаборатории физики прочности ИФПМ СО РАН на примере твердого раствора внедрения С в α-Fe показали, что в одном и том же материале возможно возникновение неустойчивости деформации в виде распространения автоволн переключения или возбуждения.

Автоволна переключения представляет собой равномерно движущийся при постоянном напряжении фронт локализации деформации, а автоволна возбуждения – такой же фронт, но движущийся с постоянно уменьшающейся скоростью при экспоненциально снижающемся напряжении. Проявление той или другой определяется температурно-скоростными условиями деформирования.
Существует интервал низких температур, когда независимо от скорости деформирования реализуется только автоволна переключения, а скорость деформационного фронта экспоненциально растет с ростом деформирующего напряжения. При повышенных температурах возможно формирование автоволны возбуждения, когда происходит скачкообразное движение деформационного фронта в моменты экспоненциального спада деформирующего напряжения. Скорость фронта в таких условиях зависит от напряжения линейно. Показано, что скорости деформационных фронтов всегда определяются скоростями локальных деформаций на их фронтах. Установлено, что автоволна переключения (неустойчивость θ-типа) контролируется термически активируемым движением дислокаций, а автоволна возбуждения (неустойчивость S-типа) – вязким движением.

Работа выполнена в рамках государственного задания ИФПМ СО РАН, тема номер FWRW-2021-0011.
Исследования опубликованы в журнале Физическая мезомеханика.
В. И. Данилов, В. В. Горбатенко, Л. Б. Зуев, Д. В. Орлова, Л. В. Данилова /Физическая мезомеханика. 28 1 (2025) 43-53

Назад