Том 12 (2009)
- Номер 1 (январь-февраль 2009)
- Номер 2 (март-апрель 2009)
- Номер 3 (май-июнь 2009)
- Номер 4 (июль-август 2009)
- Номер 5 (сентябрь-октябрь 2009)
- Номер 6 (ноябрь-декабрь 2009)
Бифуркационный переход от мезо- к наномиру усталости титанового сплава ВТ3-1 как частично замкнутой системы
Шанявский А.А.1, Захарова Т.П.2, Потапенко Ю.А.11Государственный центр «Безопасность полетов на воздушном транспорте», а/я 54, аэропорт Шереметьево-1, Московская обл., 141426, Россия
2ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова», Москва, 111116, Россия
УДК 629.735.084
Обобщены представления о последовательности изменения положения очага усталостного разрушения на поверхности и под поверхностью титанового сплава ВТ3-1. Показано, что построенные ранее единые кривые усталости должны быть разделены по признаку зарождения усталостной трещины с поверхности и под поверхностью на две разные кривые. Эта селекция соответствует области бифуркации при числе циклов нагружения более 106 для гладких образцов и образцов с концентратором напряжений. В монотонно растянутых образцах, которые были циклически нагружены и не имели трещин, выявлены фасетки начала разрушения под поверхностью. Проведен анализ природы формирования различных по морфологии очагов разрушения на поверхности и под поверхностью образца. Представлены результаты обобщения закономерностей роста усталостных трещин для разных условий нагружения образцов, состояния их поверхности и места расположения очага разрушения. Выявлена единая зависимость относительной доли периода роста трещины в долговечности от реализованной длительности испытаний образца до разрушения.
стр. 33 – 44
Образец цитирования: