Том 16 (2013)
- Номер 1 (январь-февраль 2013)
- Номер 2 (март-апрель 2013)
- Номер 3 (май-июнь 2013)
- Номер 4 (июль-август 2013)
- Номер 5 (октябрь 2013)
- Номер 6 (ноябрь-декабрь 2013)
Об условиях локализации деформации и фрагментации микроструктуры при высокоскоростном нагружении
М.П. Бондарь, С.Г. Псахье2,3, А.И. Дмитриев2,4, А.Ю. Никонов41Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН, Новосибирск, 630090, Россия
2Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, Томск, 634021, Россия
3Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, 634050, Россия
4Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, 634050, Россия
УДК 539.3:620.178.73
В работе исследованы закономерности деформирования и фрагментации крупно- и мелкозернистых материалов в условиях высокоскоростного нагружения. Исследования проведены с использованием экспериментальной методики на основе взрывного нагружения полого толстостенного цилиндра, а также с помощью компьютерного моделирования в рамках молекулярно-динамического подхода. Ключевым моментом исследований является изучение условий формирования полос локализации пластической деформации. Установлено, что характер развития пластической деформации определяется условиями нагружения и характерной величиной зеренной структуры материала. Для крупнозернистого материала определяющим является дислокационный механизм деформирования, приводящий к зарождению полос локализации. При уменьшении размера зерна доминирующим механизмом деформации становится проскальзывание по границам зерен, что приводит к развитию фрагментации материала. Выявлена связь скорости деформирования и величины деформации с критическим размером зерна. С помощью компьютерного моделирования выявлены механизмы зернограничного проскальзывания на исследуемых масштабах.
стр. 5 – 13
Образец цитирования: