Том 16 (2013)


Об условиях локализации деформации и фрагментации микроструктуры при высокоскоростном нагружении

М.П. Бондарь, С.Г. Псахье2,3, А.И. Дмитриев2,4, А.Ю. Никонов4

1Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН, Новосибирск, 630090, Россия
2Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, Томск, 634021, Россия
3Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, 634050, Россия
4Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, 634050, Россия

УДК 539.3:620.178.73

В работе исследованы закономерности деформирования и фрагментации крупно- и мелкозернистых материалов в условиях высокоскоростного нагружения. Исследования проведены с использованием экспериментальной методики на основе взрывного нагружения полого толстостенного цилиндра, а также с помощью компьютерного моделирования в рамках молекулярно-динамического подхода. Ключевым моментом исследований является изучение условий формирования полос локализации пластической деформации. Установлено, что характер развития пластической деформации определяется условиями нагружения и характерной величиной зеренной структуры материала. Для крупнозернистого материала определяющим является дислокационный механизм деформирования, приводящий к зарождению полос локализации. При уменьшении размера зерна доминирующим механизмом деформации становится проскальзывание по границам зерен, что приводит к развитию фрагментации материала. Выявлена связь скорости деформирования и величины деформации с критическим размером зерна. С помощью компьютерного моделирования выявлены механизмы зернограничного проскальзывания на исследуемых масштабах.

 

 


стр. 5 – 13

Образец цитирования:
М.П. Бондарь, С.Г. Псахье, А.И. Дмитриев, А.Ю. Никонов  Об условиях локализации деформации и фрагментации микроструктуры при высокоскоростном нагружении // Физ. мезомех. - 2013. - Т. 16. - № 2. - С. 5-13


вернуться