Том 10 (2007)
- Номер 1 (январь-февраль 2007)
- Номер 2 (март-апрель 2007)
- Номер 3 (май-июнь 2007)
- Номер 4 (июль-август 2007)
- Номер 5 (сентябрь-октябрь 2007)
- Номер 6 (декабрь 2007)
Компьютерное моделирование локальных трибологических контактов на примере пары трения автомобильного тормоза
А.И. Дмитриев1, А.Ю. Смолин1, С.Г. Псахье1, В. Естерле2, Х. Клосс 2, В.Л. Попов31Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, Томск, 634021, Россия
2Федеральный институт исследования и тестирования материалов, Берлин, 12203, Германия
3Институт механики, Берлинский технический университет, Берлин, 10623, Германия
В настоящей работе методом дискретного моделирования (методом подвижных клеточных автоматов), а также с использованием метода совмещенного дискретно-континуального описания моделируемой среды анализировались процессы, происходящие в локальном контакте автомобильной тормозной системы. Характерные размеры рассматриваемой области составляли 1.5 мкм. Моделировалась следующая контактная ситуация: стальное волокно, покрытое пленкой оксида железа, — со стороны тормозной колодки и перлитная сталь, также покрытая слоем оксида железа, — со стороны диска. В предположении изнашивания оксидного слоя моделировались контакты оксида железа с оксидом железа, оксида железа с металлом и металла с металлом. Результаты вычислений коэффициента трения для различных контактных ситуаций показывают вполне адекватные значения. Так, для системы «оксид – оксид» рассчитанный коэффициент приблизительно равен 0.4, а для контакта металла с металлом полученное значение варьирует в пределах от 0.7 до 0.9. Анализ совокупности полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что образование оксида происходит быстрее, чем формирование слоя скольжения, что приводит к стабилизации значения коэффициента трения.
стр. 15 – 28
Образец цитирования: