Том 10 (2007)


Компьютерное моделирование локальных трибологических контактов на примере пары трения автомобильного тормоза

А.И. Дмитриев1, А.Ю. Смолин1, С.Г. Псахье1, В. Естерле2, Х. Клосс 2, В.Л. Попов3

1Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, Томск, 634021, Россия
2Федеральный институт исследования и тестирования материалов, Берлин, 12203, Германия
3Институт механики, Берлинский технический университет, Берлин, 10623, Германия

В настоящей работе методом дискретного моделирования (методом подвижных клеточных автоматов), а также с использованием метода совмещенного дискретно-континуального описания моделируемой среды анализировались процессы, происходящие в локальном контакте автомобильной тормозной системы. Характерные размеры рассматриваемой области составляли 1.5 мкм. Моделировалась следующая контактная ситуация: стальное волокно, покрытое пленкой оксида железа, — со стороны тормозной колодки и перлитная сталь, также покрытая слоем оксида железа, — со стороны диска. В предположении изнашивания оксидного слоя моделировались контакты оксида железа с оксидом железа, оксида железа с металлом и металла с металлом. Результаты вычислений коэффициента трения для различных контактных ситуаций показывают вполне адекватные значения. Так, для системы «оксид – оксид» рассчитанный коэффициент приблизительно равен 0.4, а для контакта металла с металлом полученное значение варьирует в пределах от 0.7 до 0.9. Анализ совокупности полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что образование оксида происходит быстрее, чем формирование слоя скольжения, что приводит к стабилизации значения коэффициента трения.


стр. 15 – 28

Образец цитирования:
А.И. Дмитриев, А.Ю. Смолин, С.Г. Псахье, В. Естерле, Х. Клосс , В.Л. Попов  Компьютерное моделирование локальных трибологических контактов на примере пары трения автомобильного тормоза // Физ. мезомех. - 2007. - Т. 10. - № 2. - С. 15-28


вернуться