Том 4 (2001)


Износ в двигателях внутреннего сгорания: эксперимент и моделирование методом подвижных клеточных автоматов

В.Л. Попов1,2, С.Г. Псахье1, А. Жерве3, Б. Кервальд3, Е.В. Шилько1, А.И. Дмитриев1

1Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, Томск, 634021, Россия
2Падерборнский университет, Падерборн, D-33095, Германия
3Институт прикладных исследований износа, Карлсруэ, 76187, Германия

Представленная модель основана на экспериментальных данных о роли, которую играет тонкий нанослой (10–70 нм), образующийся на поверхностях цилиндра и поршня двигателей внутреннего сгорания. Нанослой состоит, по большей части, из углерода и окислов железа. Показано, что экспериментально измеренные скорости износа (от долей до нескольких нанометров в час) могут быть объяснены, если интерпретировать износ как “выдавливание” этого слоя из зоны трения. Процессы пластической деформации и массопереноса в нанослое с измененным химическим составом моделируются с помощью метода подвижных клеточных автоматов. Результаты моделирования анализируются на основе аналитических моделей и сравниваются с результатами экспериментов.

стр. 73 – 83

Образец цитирования:
В.Л. Попов, С.Г. Псахье, А. Жерве, Б. Кервальд, Е.В. Шилько, А.И. Дмитриев  Износ в двигателях внутреннего сгорания: эксперимент и моделирование методом подвижных клеточных автоматов // Физ. мезомех. - 2001. - Т. 4. - № 4. - С. 73-83


вернуться