Спеченные алюминиевые сплавы антиф...

Спеченные алюминиевые сплавы антифрикционного назначения

Разработаны два типа спеченных алюминиевых сплавов антифрикционного назначения, одни из которых содержит цинк, другие - до 60 об. % твердых интерметаллидных включений. Сплавы предназначены для изготовления подшипников скольжения, заменяющих подшипники из спеченной и литой деформированной оловянистой бронзы в технологическом оборудовании и изделиях, где важно уменьшение веса и стоимости изделий.

Краткая характеристика
Спеченные алюминиевые сплавы антифрикционного назначения обладают гораздо меньшей стоимостью в расчете на единицу объема по сравнению со сплавами на основе меди аналогичного назначения. Благодаря значительному содержанию высокотвердых интерметаллидов (до 60 об. %) спеченные композиционные материалы на основе алюминия имеет высокую износостойкость, соизмеримую с износостойкостью чугуна.

Технико-экономические показатели, технические характеристики сплавов

Пористость, % 5 - 10
Прочность, МПа 200 - 250
Пластичность, % 3 - 5
Твердость HB, МПа 400 - 600
Коэффициент трения со смазкой 0.01 - 0.03
Параметр PV, МПа·м/сек 2 - 3

Удешевление производства деталей из спеченного алюминия по сравнению со спеченными деталями из меди, бронзы, латуни достигается за счет меньшей стоимости алюминиевого порошка в расчете на единицу объема компактного металла. При этом экономится энергия на операциях прессования и спекания.

Основные преимущества

Спеченные детали из алюминиевого сплава

Техническое преимущество спеченных алюминиевых сплавов по сравнению как с литой, так и со спеченной оловянистой бронзой, а также спеченным железом, используемых в качестве подшипникового материала, обусловлено:
- низкой стоимостью Al порошка на единицу объема в беспористом состоянии;
- низким давлением прессования Al порошка (2-3 т/см2 вместо 4-5 т/см2 для порошка Fe);
- низкой температурой спекания (600-700°C вместо 830°C для Cu-Sn and 1150°C для Fe);
- высокой теплопроводностью Al, которая очень важна для охлаждения подшипников в процессе их работы;
- высокой коррозионной стойкостью алюминия, который, кроме того, не разлагает смазку;
- малым весом подшипников скольжения, благодаря которому уменьшается шум и вибрация оборудования.

Алюминиды MeAl3 содержат 75 ат. % алюминия. Поэтому, помимо высокой твердости и износостойкости, композиционные сплавы Al-MeAl3 обладают легким весом.
Введение цинка в алюминий в значительной степени увеличивает пластичность спеченного сплава.


Назад